Психологическое сопровождение

Страница психолога школы №2 г.Котовска Поликутина А.Н


Главная
Нормативные документы
Методическая копилка
Методики исследования
Фотогалерея
Ссылки


Психологический словарь

Психологический словарь

Форум

Программа кружка «Юный волонтёр» (пролицензированна)

Разработал Поликутин А.Н

«Трудно представить то благотворное влияние,
которое бы произошло во всей жизни людской,
если бы люди перестали одурманивать и отравлять,
себя водкой, вином, табаком, опиумом»

Л.Толстой

Пояснительная записка:

Проблема распространения наркомании в среде детей и подростков – одна из острейших проблем современного российского общества. И что особенно тревожит – среди наркоманов много молодёжи, которую приводит на пагубный путь поиск новых острых ощущений, отсутствие твёрдой жизненной позиции, а иногда просто глупость. Вредные привычки: употребление алкоголя, наркотиков, курение – неотъемлемая часть жизни молодёжи. Сегодня, по данным медицинской статистики, потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет. Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания новичка её членом. За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира. Каждый год потребление табачных изделий растёт у нас на 1,5 - 2 % в году. «Курящая тусовка» стала неотъемлемым атрибутом современного стиля жизни. У детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и табакокурения. Все обследованные подростки, употребляющие наркотики пьют и курят. Среди детей 5-8 классов курит каждый третий, 9-11 классы – каждый второй. Алкоголь и табак страшны не только тем, что они разрушают здоровье человека. Они страшны саморазрушению личности, искажению её взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей с миром, потере человеческого облика. Употребление алкоголя и табака – серьёзное основание для перехода к наркотикам. Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа противоправных действий, совершаемых подростками в наркотическом состоянии. У преобладающего большинства подростков отсутствует психологическая защита, препятствующая приобщению к психоактивным веществам. Наркомания стала российской бедой. Наркомания превратилась в серьёзную социальную, педагогическую и медицинскую проблемы. Каждая семья, каждый город, каждый регион ищут свои пути решения этой проблемы. С целью профилакти употребления ПАВ среди подростков и формирования здорового образа жизни нами была разработана программа кружка «Юный волонтёр» рассчитанная на подростков 7-9х классов.

Новизна программы заключается в целостном подходе (правовое, психологическое, здравоохранительное сопровождение) направленном на здоровую социализацию подростка.

Актуальность и практическая значимость.

Программа направлена именно на практическое применение полученных знаний подростками, а также скорейшее распространение знаний в подростковой среде. Реализация программы актуальна для оздоровления школьной подростковой среды (снижение конфликтности, снижение распространения употребления ПАВ) через формирование потребности в здоровом образе жизни.

Цель Программы: Конструктивное решение актуальных проблем развития подростков, формирование ценностей здорового образа жизни.

    Задачи
  1. Ознакомить учеников с правами и основными свободами человека. Развитие навыков правого поведения.
  2. Провести возможную коррекцию и психопрофилактику личностной сферы детей-участников реализации программы
  3. Развивать навыки организации свободного времени, и творческого подхода к сбору информации.
  4. Формировать у ребят привычки здорового образа жизни через соблюдение законов природы; развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
  5. Также формировать привычки к постоянному труду, через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания; соблюдение правил безопасности жизни и культуры поведения

Предполагаемые результаты: наличие у подростков базисных правовых знаний, их практическое применение (например, при летнем трудоустройстве). Знание основ психической самозащиты, умение противостоять стрессу, негативным ситуациям вовлеченя в группы, употребляющие ПАВ. Умение ставить цели морального совершенствования. Практическая реализация этих целей через раскрытие в себе творческих способностей. Выработка важных социальных навыков: толерантности и сотрудничества. Приобретение положительных жизненных установок и связанных с ними мотиваций. Применение на практике знаний связанных с понятием «здоровый образ жизни»

Контроль за освоением обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами: тестирование, конкурс рисунков.

Основные формы работы – лекция, дискуссии, беседа, тренинги, тесты, экскурсия, встречи с гостями.

Возраст детей-участников программы -12-15 лет

Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитанная на 1год

Учебная нагрузка -1 час в неделю – 34 часа в год

Учебно-тематический план.

Темы

Всего часов

теория

практика

1

Введение

 

1

 

2

Правовое сопровождение

10

6

4

3

Психологическое сопровождение

10

3

7

4

Здравоохранительное

13

8

5

 

Итого;

34

18

16

Содержание программы.

1. Введение.

Знакомство. Цели и задачи курса. Вводное тестировании «Размышляя над жизненным опытом».

2.Правовое сопровождение.

Происхождение имён и фамилий, значение имён. Греческие имена, славянские имена. Исторические влияния и моды на имена. Современные тенденции. Конституционное право на имя и фамилию. Смена фамилии. Что такое ЗАГС? Конституция. Основные права и свободы человека. Историческая связь идеалов прав человека с культурным и религиозным наследием. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей. Моральное право. Семейные традиции в России. Конституционные права детей. Усыновление. Опёка. Права ребёнка в неполной семье. Трудовой кодекс. Правила приёма на работу подростков. Биржа труда. Трудовые вакансии. Как быть не обманутым работодателем. Возможности трудоустройства в городе в летнее время. Имущественное право (земля, недвижимость, автомобили). Завещание, наследование. Права детей на наследование в случаях развода и смерти родителей. Семейное право. Правила регистрации брака. Брачный контракт. Права и обязанности супругов в случаях развода. Права детей. Основные льготы матерям при рождении детей. Государственная программа «Жильё молодым». Уголовная отвественность. Виды преступлений и степень ответственности. Уголовный кодекс РФ.


Практическая часть: Защита проектов на тему: «Моя будущая семья». Тесты на понимание вопросов о свободах и правах людей. Экскурсии на биржу труда, в ЗАГС.

3.Психологическое сопровождение.

Возрастные особенности подросткового возраста. Формирование «Я» концепции. Кризисы подросткового возраста. Преодоление противоречия «Я и другие». Проблемы «отцов и детей». Признаки зрелой личности. Толерантность. Самостоятельность. Причины конфликтов. Виды конфликтности личности. Уровень конфликтности. Определение своего типа конфликтности. Пути и способы преодоления конфликтов. Виды эмоций. Положительные эмоции. Отрицательные эмоции. Стресс. Основные психофизиологические признаки стресса. Приёмы выхода из стресса. Преодоление последствий стресса. Способы психологической саморегуляции. Аутотренинг.Правила занятия аутотренингом. Возможности аутотренинга. Для самовоспитания и борьбы с вредными привычками. Тревога. Страх. Фобия. Виды фобий. Тревожность как личностная характеристика. Определение уровня тревожности. Способы преодоления страхов. Творчество. Творческое состояние. Виды творчества. Творческое мышление. Значение воображения. Вдохновение. Инсайт. Озарение. Талант. Гениальнось. Развитие талантов. Темперамент. Виды темперамента. Определение темперамента. Характер. Воля. Работа над характером. Психологический сценарий личности. Слабые и сильные стороны характера. Возможности преодоления собственных ограничений. Дружба. Влюблённость. Любовь. Секс. Брак. Психологические этапы и кризисы развития отношений между мужчиной и женщиной. Исторические корни социальных иерархий. Конфликты и противоречия между социальными группами. Поиск социальной гармонии. Искание духовного «я» как способ преодоления социальных различий. Влияние экономики и политики на социальное состояние общества.


Практическая часть: Создание альбома «Кто я?». Рисунки «мои возможности». Тренинги разрешения конфликтов. Тренинг конструктивного поведения. Игры саморегуляции. Построение модели идеальной семьи. Психологические тесты.

4. Здравоохранительное сопровождение.

Краткий обзор строения человека. Анатомия. Физиология. Нервная система. Мозг. Сознание. Взаимосвязь систем. Целостный подход к восприятию человека. Пища человека. Ее биологическая и культурная ценность. Кухни народов мира. Русская кухня. Православная кухня. Диеты. Поняти об энергетической и экологической ценности пищи. Правила здорового питания. Режим дня. Сон. Легкие человека. Курение. Качество воздуха. Настроения. Эмоции чувства. Составляющие здорового образа жизни. Физкультура. Спорт. Туризм. Активные виды отдыха. Вредные и полезные привычки. Отрицательное влияние ПАВ на здоровье. Виды ПАВ. Законодательная ответственность употребления ПАВ. Болезни, передающиеся половым путем. Правила гигиены. ВИЧ. Признаки, симптомы,диагностика. Ответственность за распространение ВИЧ. Профилактика ВИЧ.


Практическая часть: Составление альбома: «помоги пострадавшему». Тестирование по основам здоровья и гигиены. Защита проектов по теме «здоровый образ жизни».

Методическое обеспечение.

1. Введение

Формы организации процесса:

Игра, беседа

Методическое оснащение

Музыка.Бланки для тестов

Формы подведения итоговТестирование

2. Правовое сопровождение

Формы организации процесса:

-Беседы-размышления.

-Конкурс рисунков на тему о правах ребёнка.

-Дискуссии: «Что лучше быть голодным, но свободным, либо сытым, но свободным.

-Встречи с интересными людьми.

-Знакомство с работой суда.

-Знакомство с комиссией по делам несовершеннолетних и защита их прав

Методическое оснащение

-Конституция РФ

-Трудовой кодекс РФ

-Семейный кодекс РФ

-Плакаты с государственной символикой РФ

-Бумага, фломастеры, ножницы.

-Магнитофон

-Записи государственного гимна России,

-Свадедебный марш Меньдельсона

Формы подведения итогов

-Защита проекта: «Моя будущая семья».

-Тесты на понимание вопросов о свободах и правах людей.

3.Психологическон сопровождение

Формы организации процесса:

-Создание альбома «Кто я?»

-Рисунки «мои возможности

-Тренинги разрешения конфликтов

-тренинг конструктивного поведения

-игры саморегуляции

-построение модели идеальной семьи

-психологические тесты

Методическое оснащение

Бумага, фломастеры

Мяч

Музыка для релаксации

Компьютер для проведения тестирования

Формы подведения итогов

Защита проектов по теме «саморегуляция, совершенствование, психологическое здоровье»

4. Здравоохранительное сопровождение

Формы организации процесса:

-Составление альбома: «помоги пострадавшему».

-Час здоровья.

-День Мойдодыра.

-Экскурсии в аптеку. На стадион.

-Выращивание лекарств на окне.

-Конкурс хозяюшек.

-Разработка правил сильного человека.

-Медицинский консилиум: о вредных привычках и способах борьбы с ними.

-Книга рецептов

Методическое оснащение

-Бумага, карандаши.

-Подбор слайдов для демонстрации по темам «средства гигиены, психоакимвные вещества»

Формы подведения итогов

-Тестирование по основам здоровья и гигиены

-Защита проектов По теме «здоровый образ жизни"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация: предложенные рекомендации являются примерными разработками по теме «здоровый образ жизни» и предназначены в первую очередь для начинающих психологов и социальных педагогов, которые возможно будут работать по этой программе и предложить им своеобразный «задел» для самостоятельной творческой работы. Следует так же добавить, что при составлении календарного плана темы разделов могут чередоваться при соблюдении количества практических и теоретических часов разделов. Ведь вводя подобный курс преподаватель должен учитывать психологические особенности предполагаемого подросткового контингента и чутко реагировать на потребности детей не отступая при этом от главной цели и поставленных задач.


УРОК №1

ТЕМА УРОКА: «Злоупотребление алкогольными напитками».

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о том, что чрезмерное употребление алкогольных напитков приводит к возникновению болезни- алкоголизму; рассмотреть, каким образом злоупотребление алкогольными напитками влияет на внешний вид и самочувствие человека.

    ЗАДАЧИ: Сформировать представление о влиянии алкоголя на внешность и работу внутренних органов человека.
  1. Объяснить учащимся, что любой алкогольный напиток влияет на работу внутренних органов человека. Рассказать о применении алкоголя в лечебных целях, например в составе сердечны капель или строго определенных доз вина по рекомендации врача.
  2. Рассказать о влиянии алкоголя на внешность и работу внутренних органов человека.
  3. Упражнение по дидактическому материалу.

Содержание урока.

Вводная часть

«Внутреннее строение человека»:

Попросить учащихся закрасить те органы тела, которые поражаются при чрезмерном употреблении алкоголя. Выбор цвета определяется самостоятельно. После выполнения задания ученики разъясняют, каким образом алкоголь наносит вред обозначенным в рисунке внутренним органам.

Основная часть

Объяснить учащимся, что каждый человек в отдельность неповторим во всем, в том числе в восприимчивости к алкоголю. Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому-5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяцев. Поэтому, во избежание опасных последствий, не стоит проявлять интерес к употреблению алкогольных напитков.

Обсудить, как обычно выглядит человек, больной алкоголизмом; рассмотреть образ его жизни.

Упражнение по дидактическому материалу. «Путаница»:

Попросить учащихся объяснить, в чем несоответствие представленных сюжетов из жизни алкоголика.

Заключительная часть

Объяснить детям, что алкоголизм- это болезнь, которая, как и многие другие заболевания, возникает из-за несерьезного отношения человека к своему здоровью.

Рассмотреть необдуманные поступки людей, из-за которых одни заболели ангиной, а другие стали алкоголиками. При обсуждении сделать акцент на одинаково несерьезное отношение к своему здоровью, как в первом, так и во втором случае.

Домашнее задание

Вместе с родителями придумать девиз человека, который не употребляет алкогольные напитки.


УРОК №2

ТЕМА УРОКА:«Лекарственные препараты».

ЦЕЛЬ УРОКА: Предупредить употребление лекарственных препаратов не в лечебных целях.

Вводная часть

Задать учащимся следующие вопросы: «Какие лекарства вы знаете? «В каких случаях они применяются?»

Объяснить детям, что лекарство нужно применять только в том случае, если человек заболел и обязательно по назначению врача. Сделать акцент на то, что здоровому человеку лекарство не нужно. Наоборот, прием лекарства без цели лечения, может ухудшить самочувствие и привести к болезни. Упражнение по дидактическому материалу. Ребус: Попросить учащихся разгадать головоломку - прочитать зашифрованное послание.

Основная часть:

Задать учащимся следующие вопросы: «По каким признакам можно судить об ухудшении самочувствия человека?» «О чем вы думаете, когда замечаете ухудшение самочувствия?»

Упражнение «Боль». Учитель дает следующее задание детям: «Нарисуйте контур человека и обведите кружком те участки тела, где возникают неприятные ощущения при болезни». При обсуждении рисунков, ученик должен рассказать, какая болезнь стала причиной неприятных телесных ощущений, и что они из себя представляют. Сделать акцент на то, что изменение самочувствия сигнализирует человеку о возможном начале болезни.

Заключительная часть

Задать учащимся следующий вопрос: «Какие необходимо предпринять первые действия при недомогании в школе, на улице и дома?» При разъяснении того, что как должен себя вести человек с недомоганием в различных житейских ситуациях, необходимо сделать акцент на своевременность обращения за помощью к взрослым.

Упражнение «Здоровье-болезнь». Упражнение проводится со всеми учениками и проходит по аналогии с игрой «Съедобное - несъедобное». Учитель предлагает детям выстроиться в круг или шеренгу и затем объясняет идею игры: « Я буду каждому из вас бросать мяч и вместе с этим произносить название какого-нибудь предмета. Если предмет не является опасным для здоровья человека, мяч нужно ловить, если может принести вред - не брать мяч в руки. Кто из вас ошибется - выбывает из игры».

При проведении этой игры необходимо грамотное чередование «съедобных предметов» медицинских препаратов (микстура, таблетки, капли от насморка и т.п.)

Домашнее задание

Нарисовать лекарство, которое человек использует для избавления от боли в горле или кашля.


УРОК №3

ТЕМА УРОКА:«Злоупотребление алкогольными напитками»

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление о том, что человек, злоупотребляющий алкогольными напитками, может быть опасным для людей.

Вводная часть

Рассказать учащимся о стадиях опьянения. Сделать акцент на то, что в состоянии опьянения снижается критичность к своим поступкам.

Попросить учащихся объяснить значение поговорки «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Упражнение по дидактическому материалу: Разобрать с детьми басню «Заяц во хмелю». Попросить учащихся ответить на вопрос: «От чего предостерегает людей автор этой басни». Рассказать учащимся о том, что человек, совершивший правонарушение в нетрезвом виде, усугубляет свою вину и к нему будет применено более суровое наказание. Узнать мнение детей по этому поводу. Сделать акцент на то, что при правонарушении состояние опьянения является не смягчающим вину обстоятельством, а наоборот.

Основная часть

Обсудить с детьми, что такое опасность. Попросить учащихся рассказать случаи, когда им или знакомым людям угрожала опасность, что они чувствовали и как себя вели в этой ситуации.

Рассказать детям об инстинкте самосохранения - в чем его назначение.

Обсудить с детьми поговорку: «Пьяному море по колено».

Попросить учащихся ответить на следующие вопросы: « Для кого и какая возникает опасность, когда человек садится за руль в нетрезвом виде?» «Для кого и какая возникает опасность, когда человек идет купаться в нетрезвом виде?»

Заключительная часть

Объяснить детям, что в некоторых ситуациях, пьяный человек подвергает и свою и чужую жизнь серьезной опасности.

Домашнее задание

Продумать назначение поговорки: «Увидел пьяного - отойди».


Литература:

    Для учителя:
  1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000
  2. Битенский В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .1988
  3. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
  4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997
  5. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993
  6. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
  7. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - М., 1991
  8. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995
  9. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. N 8.2000 г.
  10. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
  11. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
  12. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997
  13. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000
  14. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998
    Для учителя:
  1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского -М., 1994
  2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - М., СПб, 1998
Hosted by uCoz